Минфин
СПЕЦПРОЕКТ: КАКИМ БУДЕТ МИР ПОСЛЕ КАРАНТИНА
Конец эпохи потребления: можно ли научить людей снова сорить деньгами
Пандемия напугала потребителей, которые еще не скоро придут в себя.

Тотальная экономия вместо жизни в долг и тотальной закредитованности, вложения в здоровье вместо бесконечного шопинга – вот современные потребительские реалии, которые изменят и структуру мировой экономики.

Потребители ударились в экономию

Мир постепенно отходит от карантина. Однако надежды предпринимателей на отложенный спрос пока себя не оправдывают. Люди не спешат возвращаться к привычному стилю жизни и привычным тратам.
Накопления домашних хозяйств в четырех крупнейших странах еврозоны (Франции, Испании, Италии, Германии) подскочили более чем на 100 млрд. евро в марте и апреле. Это втрое больше средних темпов роста за последнее десятилетие.

Европейцы копят сотни миллиардов евро на своих банковских счетах, хотя магазины и рестораны во многих странах вновь открылись, пишет Bloomberg.

Благодаря карантину британцы смогли погасить часть долгов перед банками, пишет The Guardian. В апреле этого года чистые выплаты в счет погашения займов составили £7,4 млрд — это самый большой приток финансовых средств в банки с 1993 года.

В течение месяца пользователи кредитных карт обычно возвращают на счет суммарно не более £300 млн.

В марте этого года объем выплат по картам увеличился до £2 млрд, в апреле — до £5 млрд. Это произошло из-за рекордного снижения расходов на товары и услуги, утверждают специалисты Банка Англии.

Что это означает в краткосрочной перспективе? Низкий внутренний спрос повышает риск долгого и сложного выхода из кризиса. Например, на потребительские расходы приходится более половины европейской экономики. Поэтому потребительские настроения имеют решающее значение для восстановления.

Миром правят потребительские страхи

Скупость потребителей вполне понятна – они опасаются второй волны пандемии, новых ограничений и падения собственных доходов.
По предварительным прогнозам, 170 из 180 стран - членов МВФ ожидает снижение доходов на душу населения. Главными проблемами для всех стран мира станет рост безработицы - до 50% в некоторых регионах, и нищеты.

К слову, тут речь идет не только о бедных странах. Большинство граждан Евросоюза (58 %) столкнулись с финансовыми проблемами из-за кризиса. Около трети жителей Европы сообщили, что из-за ситуации в экономике потеряли свой доход. В ближайшие месяцы работы могут лишиться 30 млн человек.

Вторая же причина – переосмысление трат. Карантин наглядно продемонстрировал, без каких товаров и услуг можно спокойно обойтись. И это осознание окажет влияние на экономику в целом.
Несмотря на весь свой ужас, пандемия может изменить наши привычки, когда ничто другое не может",
– уверен журналист Financial Times Саймон Купер.
Неопределенность, а главное, переосмысление трат и новые потребительские привычки заставляют многих отказываться от крупных покупок. Согласно данным международного исследования GlobalWebIndex, лишь около 20% респондентов, планировавших дорогостоящие приобретения, уверены, что всё-таки совершат их по окончании кризиса.
Опрос EY показал, что больше 60% потребителей настроены существенно сокращать расходы и копить деньги, чтобы иметь в будущем финансовую подушку безопасности.
Пандемия коронавируса полностью изменила модели поведения потребителей во всем мире. Люди боятся, а когда люди боятся, они переходят в режим выживания",
– говорит психолог из Лос-Анджелеса Джесси Гарсия.
Чтобы иметь возможность работать дальше, бизнес должен подстроиться под новые реалии, понять, как реагируют их клиенты и разработать персонализированные маркетинговые стратегии. Дни универсального маркетинга, можно считать, закончились.
Что будет влиять на спрос
Вирус ускорил пять долгосрочных тенденций:
1
Смещение покупок в онлайн. Этот тренд не закончится с окончанием кризиса и потянет за собой динамичное развитие индустрии доставки.
2
Новый уровень технической грамотности, в том числе у старшего поколения. Таким образом, у компаний может появиться новая целевая аудитория 50+.
3
Инвестиции в себя. Комфорт и саморазвитие в условиях карантина вышли на новый уровень. Их роль для потребителей возросла в разы.
4
Рост сознательного потребления. Кризис вызывает более осмотрительное поведение покупателей.
5
Предпочтения в пользу локального производителя. Желание делать покупки на местном уровне скажется на поддержке местного производителя. И она будет тем больше, чем значительнее социальная роль конкретного бизнеса в его регионе присутствия.
Пандемия, скорее всего, приведет к более устойчивой и здоровой эре потребления в ближайшие 10 лет... В то же время это сигнал для компаний: пора быть гибкими и приводить портфель продуктов и сервисов в соответствие с меняющимися моделями потребления. Это будет важно и после окончания пандемии.
Оливер Райт
Управляющий директор и глава глобальной практики потребительских товаров Accenture
Кардинальное изменение клиентского опыта – не единственное, что нужно учитывать бизнесу, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Дистанционирование, новые санитарные требования, пересмотр ценностей – все это в корне поменяет бизнес-процессы. Основным трендом становится переход из оффлайна в онлайн. Кого не будет в онлайне, тому выжить будет очень сложно. Это касается и работы, и отдыха, и сферы услуг.

Будет развиваться и совершенствоваться система удаленной работы. Многие оценят экономию денег и времени, которую получают в итоге. Это незамедлительно потянет проседание рынка офисной недвижимости.

В свою очередь, дистанционный формат продолжат развивать сервисы доставки, сохранится активный рост стриминговых сервисов, частично останется в онлайне медицина и образование.

Многие компании будут совмещать онлайн и офлайн-инструменты управления и работы над проектами.

На новый уровень взлетит диджитал. Сегодня он предоставляет бизнесу инструменты, направленные не только на привлечение клиентов, оптимизацию бизнес-процессов, но и на будущее успешное развитие компаний.
2020 год станет годом окончательного понимания важности диджитализации. И чем быстрее наши компании это поймут, тем больше они сегодня могут реализовать инновационные и новые решения, и не копировать то, что было 5-10 лет назад.
Владислав Рашкован
Представитель Украины в МВФ
Еще один тренд – постоянно растущее внимание к здоровью и безопасности. Новые стандарты гигиены и санитарных норм сделают приоритетом поддержку здорового образа жизни для потребителей, покупателей и сотрудников. При решении этого вопроса многие бизнесы, судя по всему, столкнутся с немалыми сложностями.

Что будет дальше

И все же, главная проблема, которую придется решать всем странам – это восстановление потребительского спроса. Поскольку львиная доля развитых экономик завязана на потребление, без этого невозможно будет дальнейшее восстановление.
По сути, потребители сейчас ломают все главные устои. Как система работала раньше: государство и бизнес всячески стимулировали людей потреблять. И главным стимулом в этом было кредитование.

Потребители набирали кредитов, чтобы тратить. И, тем самым, не только поддерживали финансовую систему, но и многие сектора экономики – от туризма до машиностроения.

Теперь люди не только не желают брать кредитов, но и тратить собственные сбережения. Как же тогда поддерживать сектора, ориентированные на потребление?

Пока мир нашел очевидные решения. Либо раздача дармовых денег, как это сделали, к примеру, в США. Каждый американец, зарабатывающий до $75000 в год, получил по $1200. И еще по $500 — на ребенка.

Либо раздача дармовых услуг. Например, власти Пекина уже начали выдавать местным жителям потребительские ваучеры, которыми можно расплатиться за ресторан, гостиницу или потратить в другой сфере, ориентированной на конечного потребителя.

Выдача ваучеров будет осуществляться в четыре этапа: 6, 13, 20 и 27 июня. Каждый купон действителен в течение 14 дней.

Общая сумма, которая будет потрачена для стимулирования потребления - 12,2 млрд юаней (порядка $1,71 млрд).

Оба метода требуют огромных финансовых вливаний, и государства уже их осуществляют. Но такой подход к решению проблемы тянет за собой и пересмотр базовых макроэкономических принципов, например, отношения к госдолгу. Похоже принцип, согласно которому госдолг не должен превышать 60% ВВП остался далеко в прошлом.
Сейчас и в Европе, и в Америке финансирование за счет долга идет полным ходом. Однако реалии финансового рынка меняются. Процентные ставки сейчас близки к нулю, а в будущем могут стать отрицательными. Чем они ниже, тем меньше государство тратит на обслуживание долга. Я абсолютно убежден, что ни о каком возврате долгов и сокращении дефицита сегодня вообще не идет речи. Это в принципе некая новая перманентная норма и до середины столетия Запад будет вести себя именно таким образом.
Владислав Иноземцев
Директор Центра исследований постиндустриального общества
В перспективе же миру придется решить одну из двух глобальных задач – либо расшевелить потребителей, которые поддерживают экономический рост, либо найти новые схемы и точки роста экономики.

© 2008-2020 ООО "МинфинМедиа". Код ЕГРПОУ: 35506859
Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.minfin.com.ua
Телефон: (044) 392-47-40
Звонок в пределах территории Украины со всех номеров операторов мобильной и городской связи по тарифам операторов
График работы: понедельник - пятница с 09:00 до 18:00
Юридический адрес: Украина, Киев, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 этаж