Минфин
Спецпроект

Стартап против эпидемии:

как запустить сервис телемедицины, и где взять на это деньги
В Украине активно развивается сравнительно новая индустрия, появившаяся на стыке IT и медицины – телемедицина. В условиях, когда мир переживает пандемию коронавируса, возможность найти нужного медицинского специалиста или попасть на прием к терапевту, не выходя из дома, становится крайне актуальной и востребованной.
А если есть спрос, можно задуматься о построении бизнеса.
По данным отчета Global Market Insights Inc., мировой рынок телемедицины в 2019 году оценивался в $45 млрд с приростом к предыдущему году в 19,3%. Ожидается, что к 2026 году объем рынка телемедицины превысит $175 млрд. Среди основных причин тот факт, что сервисы удаленной медицинской помощи стали основным инструментом по преодолению пандемии коронавируса в мире. При этом нужно учитывать, что украинский рынок в своем развитии отстает, а это значит, что в ближайшие год-два может расти быстрее общемирового показателя – на 40-50% ежегодно.
Сегодня в Украине также можно встретить успешные примеры создания IT-платформ, которые позволяют пациентам находить врачей, а медикам - дистанционно оказывать медицинские услуги, будь то диагностика, консультирование, проверка диагнозов и контроль процесса лечения пациентов. Приведем примеры нескольких из них:
Популярность этого бизнеса быстро растет, как и спрос на его услуги. Например, сервис Likar online начал работу в январе 2019 года, но уже на 31 марта 2020 года обслуживал более 50000 клиентов, а врачи, работающие с этой компанией, предоставляли пациентам свыше 1000 дистанционных консультаций ежемесячно. При этом партнерами компании стали более 15 банков, страховых компаний и МФО. Для этого и подобных ему сервисов характерны общие особенности, на которых мы остановимся подробнее.

Набор для старта

Телемедицина – сфера, урегулированная нормативно правовыми актами.
В частности, указом МОЗ № 681 от 19.10.2015 года. Как видим, государство уже давно озаботилось развитием этой сферы, хотя именно текущий кризис привлек к этому направлению повышенное внимание.

Итак, задумывая стартап или инвестиции в этой области следует брать во внимание несколько ключевых моментов.

Портал сервиса

В первую очередь проект нуждается в создании или приобретении технической и информационно-программной базы. Фактически, вам необходимо запустить портал телемедицины и мобильное приложение для клиентов. Покупка готового программного продукта может обойтись в $5-10 тыс. Но, как правило, такие решения потом приходится долго настраивать и переделывать под собственные нужды. Разработка собственного продукта может обойтись в разы дороже – $50-70 тыс. Но опять таки, ни верхней ни нижней планки тут нет. Все зависит от того, насколько сложный по своим функциям сервис вы планируете строить, и с чем готовы стартовать.

Видео и аудио связь

Отдельная часть процесса – программное обеспечение и оборудование для видео- и аудиосвязи медика и пациента. Ведь для организации удаленного медицинского обслуживания крайне необходимо иметь надежный и качественный канал связи с клиентами. Изобретать свой подход в решении этого вопроса не придется, так как в Украине уже работают компании, специализирующиеся на решении этих специфических задач.

Передача и хранение данных

Нужно понимать, что сервис телемедицины не ограничивается на том, чтобы свести врача и пациента. Во многом - это работа с базами данных, так как сервис должен позволять пациенту и его врачу обмениваться информацией, хранить документы, результаты анализов, снимки и историю болезни и многое другое. Например, для передачи и хранения и обработки цифровых изображений потребуется специализированное ПО, соответствующее стандарт DICOM (Digital Imaging and Cоmmunications in Medicine), стандарт цифровых изображений и обмена ими в медицине, индустриальный стандарт для передачи радиологических изображений и другой медицинской информации между компьютерами.

При этом данные должны быть защищены как от утери, так и от кражи.

Телеметрия

В некоторых случаях потребуются инвестиции в средства телеметрии – системы, которые позволяют медикам дистанционно контролировать у пациентов такие параметры как температура, пульс, давление и пр. Современные разработки нередко позволяют делать это с помощью специальных приложений, совместимых со смартфонами и умными часами.

Кадры

Проекты в сфере телемедицины требуют привлечения широкого круга специалистов. Инвестиции в кадры не менее важны, чем вложения в программное обеспечение и оборудование. Развивать придется кадры в таких направлениях как IT-разработка, администрирование, работа call-центра, информационная безопасность, продажи и маркетинг. Также потребуются специалисты, которые обеспечат сотрудничество с проектом врачей, медучреждений, взаимодействие с партнерскими бизнесами – банками, страховыми компаниями и пр.

Врачи и пациенты – потенциальные клиенты

Бизнес модель сервисов телемедицины построена таким образом, что вашими клиентами становятся и врачи, и их пациенты.

Врачам и медицинским учреждениям, как правило, предлагается регистрация на платформе. В зависимости от стоимости выбранного пакета, медик может проводить определенное количество удаленных консультаций в день. При этом также может быть установлено максимальное время одной консультации. Например, telemed24.ua предлагает медикам пакет, в котором предусмотрены 30 консультаций в день продолжительностью 15 минут каждая. По факту – это более 7 часов рабочего времени. И хотя сервис на время карантина сделал для медиков использование платформы бесплатным, практика показывает, что клиники платят за подобные сервисы. Их выгоды очевидны:
Удаленный прием пациентов без риска заболеть ОРВИ или заразиться коронавирусом;
Привлечение большего числа пациентов вне зависимости от их местоположения;
Возможность проведения видеоконференций и обмена видео- и фотоматериалами медицинского назначения с другими врачами;
Возможность вести документацию о пациенте в электронном виде.
Пациентам же сервисы телемедицины предлагают как разовые консультации, так и подписку на определенный срок – месяц, полгода, год. При этом клиент имеет возможность выбирать специалиста, а также имеет возможность получить медицинскую консультацию в режиме 24/7 в видео- или телефонном режиме. На некоторых платформах разовая консультация врача стоит 150-200 грн. В то же время годовая подписка на сервис у работающих на рынке компаний составляет примерно 600-1500 грн в зависимости от наполнения пакета услуг. Верхний ценовой сегмент обычно составляют безлимитные годовые пакеты для всей семьи. Легко подсчитать, что при такой ценовой политике 10 тыс. розничных клиентов дадут валовые поступления на уровне 6 млн грн и выше, а при наличии 50 тыс. клиентов поступления могут превысить 30 млн грн в год. И это, без учета партнерских программ.

Прицел на масштабирование

Успешные стартапы в области телемедицины рекомендуют сразу нацеливаться на масштабирование бизнеса. И одним из главных способов тут может быть построение партнерских отношений с финансовым сектором. Мы уже упоминали, что сервис телемедицины оказался интересен для банков и страховых компаний. Банки могут предлагать ваш сервис своим клиентам отдельно или в качестве дополнения к карточному продукту. Вариантов много, ведь эта услуга может быть преподнесена как подарок ВИП-клиентам, дополнение или замена медицинской страховки в программах кредитования, как дополнительная опция в зарплатных проектах и т.д. Страховые компании часто включают сервисы телемедицины как дополнительную опцию к своим программам добровольного медицинского страхования и полисам страхования выезжающих за рубеж.
Все это – потенциальные точки для роста бизнеса, ведь банки и страховые компании имеют то, чего на старте не будет у вас – большую клиентскую базу. Но в этом вопросе нужно мыслить шире. Опыт других стран показывает, что интерес к телемедицине проявляют также крупные торговые сети, мобильные операторы, а также такие интернет гиганты как Google. Если все сделать правильно и заручиться поддержкой сильных партнеров, то стартовые расходы могут окупиться даже не за годы, а за несколько месяцев.

Где взять деньги

Главная проблема для любого бизнеса на старте – нехватка средств. И в данном случае расходы на запуск и продвижение проекта могут показаться излишне высокими. Ведь помимо разработки сайта нужно будет тратиться на маркетинг, зарплаты персонала, платить налоги. Но выход из этой ситуации все же есть. Не стоит забывать, что в Украине стартовала программа доступного кредитования малого бизнеса "5-7-9".
Примечательно то, что ключевыми партнерами программы являются крупнейшие банки страны, в том числе и ПриватБанк. Отметим, что ПриватБанк расширил возможности финансирования малого бизнеса в рамках программы поддержки предпринимателей «5-7-9». В банке сообщают, что теперь максимальная сумма кредита составляет 3 млн грн, а не 1,5 млн, как это было ранее. Более того, на льготные кредиты могут рассчитывать проекты с годовым доходом до 100 млн грн.

С начала мая ПриватБанк внедрил особый льготный режим финансирования отдельных направлений бизнеса. В частности, производители медикаментов, медицинских изделий и оборудования получат отсрочку погашения основной суммы кредита на три месяца и возможность кредитоваться по ставке всего 3% годовых.
Банк напоминает, что получить финансирование по программе "5-7-9" можно в рамках любого из таких кредитных продуктов как:
Инвестиционный кредит КУБ с залогом;
Бизнес-ипотека;
Возобновляемые кредитные линии на сумму до 25% от стоимости финансирования инвестиционного проекта;
Кредит на приобретение основных средств.
И сделать это достаточно просто. Чтобы стать участником программы, достаточно подать заявку на сайте банка.
По данным исследования банковского рынка Украины, проведенного GFK Украина, сегодня услугами ПриватБанка пользуются 64% украинских компаний и 74% отечественных предпринимателей. Открыть счет корпоративного клиента или предпринимателя в ПриватБанке можно онлайн на сайте pb.ua/start.
Читайте также:
Совместный спецпроект Приватбанка и Минфина

© 2008-2020 ТОВ "МiнфiнМедiа". Код ЕГРПОУ: 35506859
Копіювання і розміщення матеріалів на інших сайтах дозволяється тільки з гіперпосиланням виду: www.minfin.com.ua
Телефон: (044) 392-47-40
Дзвінок в межах території України з усіх номерів операторів мобільного та міського зв'язку за тарифами операторів
Графік роботи: понеділок - п'ятниця з 09:00 до 18:00
Юридична адреса: Україна, Київ, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 поверх