Минфин
Спецпроект

Частная практика семейного доктора:

как организовать и где взять деньги
С 1 апреля 2018 года любой врач первичного звена здравоохранения может открыть частную медицинскую практику. Среди плюсов - удобный график работы, достойный официальный заработок и свобода действий в распоряжении средствами.
Согласно данным Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), за прошедшие 2 года договоры с докторами "первички" подписали порядка 30 млн украинцев. На данный момент лишь 308 из почти 15 тыс. семейных врачей зарегистрированы как ФОП - их услугами пользуются 330 тыс. пациентов.

Свой бизнес подразумевает больше ответственности и рисков. Поэтому многие врачи не спешат уходить из государственных медучреждений. С другой стороны, у медиков с частной практикой гораздо больше возможностей для развития и заработка. Семейный доктор, работающий на себя как ФОП, получает средства от НСЗУ напрямую за каждого пациента, с которым у него подписана декларация. Чем больше клиентов, тем больше денежных ресурсов, которые врач распределяет на свое усмотрение.

Перспективы: сколько может заработать врач-ФОП

Для врачей "первички" установлена рекомендованная норма подписанных договоров:
1800
для семейных врачей;
2000
для терапевтов;
900
для педиатров.
Размер выплаты зависит от возраста пациента и привязан к базовой возрастной группе 18-39 лет - 370 грн в год. Самые высокие коэффициенты установлены для детей: 4 - для возрастной группы от 0 до 5 лет (1480 грн/год) и 2,2 - для детей от 6 до 17 лет (814 грн/год). Для людей 40-65 лет коэффициент равен 1,2 (444 грн/год), а для тех, кому 65 и более - 2 (740 грн/год).
Семейный врач может предоставлять дополнительные услуги за отдельную плату, в т.ч. физиотерапевтические процедуры, внеплановую вакцинацию (от гриппа, для выезда за границу) и пр.

Частный врач зачастую гибче и оперативнее в коммуникациях и работе с пациентами - к примеру, использует соцсети и телемедицину. Это находит отклик у молодых клиентов и повышает конкурентоспособность такого специалиста. Во время карантина многие осознали, как важно вовремя получить грамотную консультацию и медицинскую помощь, в том числе и онлайн. Доверие к семейным врачам сейчас высоко, а их услуги - востребованы. Самое время открывать собственную медицинскую практику. Рассказываем, что для этого нужно.

Сформируйте план действий

Прежде, чем начать свою практику, необходимо оформить ФОП, арендовать и, возможно, отремонтировать помещение, нанять персонал, закупить оборудование. Это занимает 1,5-3 месяца. После этого необходимо оформить лицензию, зарегистрироваться в электронной системе и подписать договор с НСЗУ.
Большинству вполне по силам пройти все этапы самостоятельно, а наш гид поможет упорядочить процесс и избежать ошибок.
Полезные ресурсы для изучения существующих требований и норм:
Рекомендации для врача с частной практикой

Аренда помещения

Семейный врач может арендовать свободный кабинет при государственной поликлинике. Такое помещение уже оборудовано согласно нормам МОЗ и находится в зоне большого потока пациентов. Минус в том, что заключение договора аренды на коммунальную недвижимость может затянуться надолго, да и конкуренция с другими врачами высокая.

Хороший вариант - аренда помещения на первом этаже новостройки в густонаселенном районе. В этом случае можно не только сделать ремонт по своему вкусу, но и договориться с застройщиком о выгодных условиях аренды, ведь наличие семейного врача может стать одним из критериев выбора ЖК для молодых семей с детьми.

Но, прежде всего, помещение для оказания медуслуг должно соответствовать нормам МОЗ, в т.ч. быть оборудовано вентиляционной системой и иметь достаточный уровень естественного освещения.
Требования по минимальной площади помещений:
кабинет врача - от 12 кв. м.
смотровая для проведения анализов, диагностики и процедур - от 12 кв.м.
приемная - 10 кв. м.
санузел - 3 кв. м.
комната для персонала - 8 кв. м.
под хозяйственные помещения выделяют 4 кв. м.
Если планируется оказание физиотерапевтических процедур, следует предусмотреть кабинет размером от 12 кв. м.

N.B. Помещение должно быть доступным для маломобильных групп населения. С 1 января 2021 года это будет необходимо для подписания договора с НСЗУ.
Если планируется оказание физиотерапевтических процедур, следует предусмотреть кабинет размером от 12 кв. м.

N.B. Помещение должно быть доступным для маломобильных групп населения. С 1 января 2021 года это будет необходимо для подписания договора с НСЗУ.

Найм персонала

Конкретных указаний по количеству персонала нет - исходить следует из установленной нормы в 900-2000 пациентов на одного врача. Врач-ФОП должен иметь соответствующую квалификацию (терапия, педиатрия или семейная медицина) и опыт работы от 3 лет.

На первых порах достаточно одной медсестры или фельдшера. В дальнейшем для полноценной частной практики может понадобиться еще одна медсестра и, возможно, офис-менеджер для приема посетителей. Со всем персоналом ФОП обязан заключать трудовые договоры в письменном виде. Функции бухгалтерии лучше отдать на аутсорсинг.

Оформление ФОП

Зарегистрировать ФОП можно в Центре предоставления административных услуг (ЦПАУ) по месту прописки (допускается подача документов в пределах одного города или области), либо через онлайн-сервис Министерства юстиции. Процедура в обоих случаях бесплатная. Онлайн-подача не привязана к месту регистрации, нужна лишь электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Необходимые документы:
внутренний паспорт;
код ИНН;
заявление на регистрацию (форма Ф10, где указаны ФИО, адрес регистрации, телефон, электронная почта, код ИНН, КВЭД "Общая медицинская практика");
заявление об избрании физическим лицом упрощенной системы налогообложения - указывается та же информация, плюс группа единого налога (третья).
Результат обычно готов в течение 24 часов. Отследить регистрацию можно по выданному коду на сайте минюста или в реестре плательщиков единого налога.
Результат обычно готов в течение 24 часов. Отследить регистрацию можно по выданному коду на сайте минюста или в реестре плательщиков единого налога.

Получение лицензии на проведение медпрактики

Семейный врач-ФОП должен подать в МОЗ Украины следующие документы:

заявление;

ведомость, которая подтверждает наличие оборудованного помещения и необходимого материально-технического оснащения, перечень персонала с указанием уровня образования и квалификации;

описание поданных документов.
Решение о выдаче лицензии принимается в течение 10 рабочих дней с момента подачи документов, но на деле процесс может занимать 3 недели и больше, так как заседание лицензионной комиссии проходит по четвергам. Результат рассмотрения публикуется на сайте МОЗ, отследить его можно по ссылке.
Плата за выдачу лицензии равна прожиточному минимуму для трудоспособного лица, сейчас это 2 189 грн.

N.B. Важно корректно заполнять документы - причиной отказа может стать, к примеру, неправильно выбранная специальность медперсонала.
Плата за выдачу лицензии равна прожиточному минимуму для трудоспособного лица, сейчас это 2 189 грн.

N.B. Важно корректно заполнять документы - причиной отказа может стать, к примеру, неправильно выбранная специальность медперсонала.

Регистрация в электронной системе eHealth

eHealth позволяет автоматизировать учет предоставляемых медуслуг. Так как оплата из госбюджета привязана к числу деклараций, для подписания договора с НСЗУ врач должен зарегистрироваться в системе. Подключение к eHealth происходит бесплатно, через медицинскую информационную систему (МИС). Врач сам выбирает удобную ему систему.
Как зарегистрироваться:
1
Выбрать на сайте eHealth одну из МИС.
2
На сайте МИС, нажать "зарегистрировать учреждение" и заполнить анкету: в графу «Код ЄРДПОУ» ввести РНОКПП, а в разделе "Руководитель учреждения" – персональные данные врача ФОП. В графе "Должность" выбрать «Специальность ФОП (врач общей практики – семейный врач, врач-педиатр и пр.)».
3
Ввести код, который придет на е-мейл, после чего подписать заявление ЭЦП.
4
Подтвердить вход в свой электронный кабинет через линк, полученный на e-mail.

Подписание договора с НСЗУ

Прежде всего, нужно проверить сроки подачи документов на сайте НСЗУ.

Пакет документов, которые врач подает в электронном виде:

заявление;
копия документа, подтверждающая полномочия подписанта;
данные лицензии на предоставление медуслуг;
подтверждение наличия необходимой материально-технической базы;
копию отчета о том, что помещение медзаведения соответствует установленным нормам. Техобследование проводит профильный эксперт - архитектор/инженер.
Статус заявления можно отслеживать в личном кабинете МИС. В случае, если заявление заполнено неправильно или не хватает документов, у врача есть 2 дня на исправление. Если все в норме, решение принимается в течение 30 календарных дней от даты приема документов.

N.B. ФОП должен выслать НСЗУ проект договора на протяжении 5 дней после получения позитивного решения. На подписание дается 30 дней.
Статус заявления можно отслеживать в личном кабинете МИС. В случае, если заявление заполнено неправильно или не хватает документов, у врача есть 2 дня на исправление. Если все в норме, решение принимается в течение 30 календарных дней от даты приема документов.

N.B. ФОП должен выслать НСЗУ проект договора на протяжении 5 дней после получения позитивного решения. На подписание дается 30 дней.

Затраты на открытие частной медпрактики

Во многом затраты на открытие частной медицинской практики зависят от того, в каком регионе работает врач, от места расположения и размера арендуемого помещения, и многого другого. По отзывам семейных врачей, которые уже открыли свое дело, минимальная начальная сумма колебалась от 50-100 тыс. грн в сельской местности до 150-300 тыс. в областном центре или Киеве.

Что делать, если средств на открытие своей практики недостаточно? Можно объединиться с другими практикующими врачами или взять кредит в банке на выгодных условиях.

Где взять деньги для старта

Можно воспользоваться программой доступного кредитования малого бизнеса “5-7-9%”, которую предоставляет Приватбанк. Кстати, банк проявляет интерес к проектам в сфере медицины.

Об этом говорит и тот факт, что с начала мая Приватбанк внедрил льготный режим финансирования, согласно которому производители лекарственных средств, медицинских изделий и оборудования получат отсрочку погашения основной суммы кредита на три месяца и кредитование под 3% годовых. По антикризисным проектам рефинансирования ранее предоставленных займов на развитие бизнеса отсрочка будет действовать до конца 2020 года.
Финансирование по программе "5-7-9%" Приватбанк предоставляет в рамках следующих кредитных продуктов:
инвестиционный кредит,
"КУБ" с залогом,
кредит на приобретение основных средств,
бизнес-ипотека,
возобновляемые кредитные линии на сумму до 25% от стоимости финансирования инвестиционного проекта.

Немаловажен и тот факт, что в программе «5-7-9%» размер льготной ставки привязан, в том числе, к количеству создаваемых рабочих мест.

Чтобы стать участником программы, достаточно подать заявку
на сайте банка.
Читайте также:
Совместный спецпроект Приватбанк и Минфин

© 2008-2020 ООО "МинфинМедиа". Код ЕГРПОУ: 35506859
Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.minfin.com.ua
Телефон: (044) 392-47-40
Звонок в пределах территории Украины со всех номеров операторов мобильной и городской связи по тарифам операторов
График работы: понедельник - пятница с 09:00 до 18:00
Юридический адрес: Украина, Киев, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 этаж