Минфин
Прокачиваем торговлю:
Если вы частный предприниматель или владелец небольшого бизнеса в сфере торговли, вы наверняка знаете, насколько важно привлекать больше клиентов и увеличивать средний чек. «Минфин» совместно с Приватбанком разбирался в том, как использование кредиток и сервисов рассрочки помогает бизнесу больше зарабатывать.
СПЕЦПРОЕКТ
на что способны кредитные карты и мгновенная рассрочка

Безналичные расчеты набирают обороты

По данным НБУ, в 1-м квартале 2021 года безналичные расчеты составляли почти 90% от общего количества операций с платежными картами. При этом число торговых точек, которые принимают к оплате платежные карты, неуклонно растет, о чем свидетельствует рост числа POS-терминалов: весной текущего года их насчитывалось уже более 380 тыс. Постепенный переход к безналичным платежам наблюдался в Украине последние несколько лет, а пандемия лишь ускорила этот процесс. И это хорошие новости для торговли, так как эти процессы приводят к другим положительным изменениям.

Привычка рассчитываться картой — только первый шаг. Вместе с этим покупатели все чаще отдают предпочтение кредитным картам, которые позволяют купить товар или услугу здесь и сейчас, не тратя время на накопления. К тому же психологи давно подметили, что человек, который платит картой, склонен тратить больше, чем при расчетах наличными. Все потому, что отдавая наличные, люди острее ощущают дискомфорт, связанный с потерей чего-то ценного, что олицетворяет наличные деньги.
Есть и еще один фактор. Покупатели не носят с собой крупные суммы наличными. Не имея возможности расплатиться, человек выйдет из магазина и психологическое состояние, в котором он готов был совершить покупку, быстро пройдет. Скорее всего, этот покупатель не пойдет домой за деньгами, чтобы в этот же день вернуться за товаром.

В то же время платить картой или гаджетом удобно, а в распоряжении покупателя оказываются гораздо большие суммы, чем те, что обычно лежат в портмоне. Поэтому наличие в магазине возможности рассчитаться кредиткой или оформить мгновенную рассрочку добавляет ему привлекательности в глазах покупателей. А если ,ко всему прочему, торговая точка участвует в бонусной программе банка и клиент за каждую покупку получает бонусы или кешбек, то лояльность клиентов точно будет расти.

Онлайн меняет привычки покупателей

Предприниматели прекрасно понимают, что торговля неуклонно перемещается в онлайн. По итогам 2020 года объем украинского рынка e-commerce составил $4 млрд — это на 41% больше, чем годом ранее. Такой рывок спровоцирован карантинными ограничениями: когда двери магазинов закрыты, человек вынужден совершать покупки онлайн. А так как делать это легко, то дистанционный шоппинг для многих превратился в привычное дело. По прогнозам экспертов, в ближайшие 5 лет украинский рынок электронной коммерции может удвоиться.

Это говорит о том, что торговые точки без полноценного сайта или активной страницы в соцсетях будут выпадать из поля зрения потенциальных покупателей. Даже если часть клиентов продолжает делать покупки в наземных торговых точках, без возможности интернет-продажи бизнес вряд ли сможет быстро расти.

Удобство и простота онлайн-расчетов привела к росту востребованности виртуальных карт, функционал которых аналогичен пластику. Оформление такой карты в онлайн-банкинге занимает считанные минуты, а платить ею можно как в интернете, так и оффлайн, с помощью электронного кошелька на смартфоне или другого «умного» гаджета. У Приватбанка, который первым среди украинских банков выпустил виртуальную карту, в 2020 году их насчитывалось уже 440 тысяч, а в 2021-м банк планирует удвоить этот результат.

Больше информации о финансовых результатах крупнейшего госбанка страны за 2020 год можно найти в годовом отчете Приватбанка.

Главное правило: покупай сейчас, плати позже

Около 30% французов и 39% американцев как минимум один раз за 2020 год использовали рассрочку.

Количество потребителей сервисов BNPL (Buy now, pay later) в США в период пандемии выросло практически на 50%. Причем около 55% покупателей признали, что при покупке товара в рассрочку склонны тратить больше денег, чем при условии 100% оплаты. При этом возможность оплаты товара частями стимулирует клиентов возвращаться в магазин повторно, даже без использования каких-либо рекламных или маркетинговых кампаний.
Привлекательность рассрочки объяснима: клиент мгновенно получает желанную вещь, при этом «боль» расставания с деньгами сглаживается за счет разбивки крупной суммы на растянутые во времени и необременительные платежи. Сервисами мгновенной рассрочки пользуются покупатели, у которых есть банковская карта с достаточной суммой кредитного лимита. Оформить товар в рассрочку они могут в онлайн-банкинге, на сайте компании-партнера банка или непосредственно в торговой точке. Процедура занимает минимум времени и сил — по отзывам 81% клиентов, которые использовали сервис «Оплата частями» Приватбанка, сделать это получалось быстро, удобно и без лишних затруднений.

Как показывает исследования рынка США, опцию рассрочки особенно ценят покупатели 18-44 лет.

Кредитная карта или рассрочка — что выгоднее?

На самом деле, с точки зрения продавца оба инструмента эффективны, так как делают вошедшего в магазин покупателя платежеспособным. Просто у разных вариантов есть свои особенности. Многое зависит от суммы покупки и уровня дохода покупателя. Если упрощенно, то принцип таков: чем дороже покупка и ниже доход покупателя, тем больше преимуществ у программы рассрочки. Давайте рассмотрим нюансы на примере продуктов Приватбанка, который является лидером этого сегмента кредитования физлиц.

Программы рассрочки доступны для всех кредиток Приватбанка, при этом кредитный лимит по сервисам «Оплата частями» и «Мгновенная рассрочка» зависит от установленного лимита по кредитной карте. Оба показателя рассчитываются индивидуально при оформлении карточного счета. Если брать в общем, то кредитный лимит по карте «Универсальная Gold» не превышает 75 000 грн, а максимальная сумма кредита по сервисам рассрочки составляет 100 000 грн. Оформить рассрочку можно на товар или услугу на сумму от 300 грн.
Кредитная карта также позволяет растянуть выплату за товар или услугу, однако максимум на 2 месяца (в случае с Приватбанком — на 55 дней), в то время как сервис оплаты частями дает возможность растянуть выплаты на длительный срок — максимально сумму можно разбивать на 25 платежей. Кстати, клиент может оформить до 10 потребительских кредитов, если суммарно они не выходят за рамки кредитного лимита по карте.

Что касается комиссии за использование кредитных средств, то при своевременном погашении задолженности по кредитной карте никаких переплат не возникнет, ведь процентная ставка в течение льготного периода составляет всего 0,01%, что сопоставимо с тарифами сервиса «Оплата частями» и выгоднее условий «Мгновенной рассрочки».

Среди преимуществ кредитных карт можно выделить бонусные программы. В первую очередь это кешбек, то есть возврат части потраченных средств покупателю в виде денег или бонусов. Многих клиентов программы кешбека мотивируют чаще покупать товары определенной категории или в конкретных торговых точках.

В чем выгода для малого и среднего бизнеса

Если вы ищете финансовые инструменты для развития своего дела, то логично выбирать банк, в котором уже обслуживается 70% компаний малого и среднего бизнеса в Украине. К сервисам Приватбанка «Оплата частями» и «Мгновенная рассрочка» подключены уже около 100 тыс. торговых точек, в том числе 10,27 тыс. онлайн-магазинов.

Подключение к программам Приватбанка позволяет сделать ваши товары доступными для всей клиентской базы банка, а это 18 млн человек, у 6 миллионов из которых есть лимит по сервису «Мгновенная рассрочка» и «Оплата частями». Кто-то из них наверняка входит в целевую группу потребителей вашей продукции.

Чаще всего разбивку платежей используют при покупке бытовой техники, электроники, смартфонов и товаров для спорта, а также для оплаты медицинских или косметических услуг, обучающих курсов и абонементов в фитнес-клубы.На самом деле, в рассрочку оформляют также стройматериалы, запчасти для авто, сантехнику, музыкальные инструменты, дорогостоящие продукты питания и многое другое.

Использование сервисов рассрочки Приватбанка в среднем увеличивает выручку небольшого магазина на 23%, а объемы продаж — на 30%.

Такие результаты достигаются за счет улучшения ключевых показателей эффективности розничной торговли:
1
Поток клиентов увеличивается в среднем на 23%
Возможность делать покупки в рассрочку повышает лояльность клиентов и стимулирует их чаще посещать конкретный сайт или магазин. Такие покупатели часто становятся живой рекламой, советуя любимый магазин своим родным, знакомым и друзьям.
2
Сумма среднего чека растет
Если покупатель не готов с ходу потратить, например, 30 000 грн, он будет искать предложения подешевле. Но имея возможность разбить платеж на несколько частей, он скорее будет руководствоваться своими желаниями, а не экономией. Поэтому продавать дорогостоящие вещи в рассрочку гораздо легче.
3
Оборачиваемость торговых запасов ускоряется
Тут все просто: быстрее продал — скорее получил средства для покупки нового товара и освободил склад. Продукция, которая застаивается на полках, превращается в балласт и замороженные деньги, а в некоторых случаях достаточно быстро становится непригодной для реализации. Чтобы не пришлось выбрасывать или делать уценку устаревшего товара, лучше вовремя предложить его в рассрочку.
Когда у бизнеса много клиентов, которые покупают чаще и готовы платить больше, то доход и обороты бизнеса растут, а затраты на складскую логистику снижаются.

Программы рассрочки Приватбанка — нужны ли обе?

Сервис "Мгновенная рассрочка" автоматически доступен для всех владельцев POS-терминалов Приватбанка, в то время как услугу "Оплата частями" нужно подключать дополнительно. Чтоб повысить привлекательность торговой точки в глазах потенциальных клиентов, стоит использовать оба сервиса. Объясняем, почему.

Потребителю выгоднее использовать "Оплату частями", так как комиссию за сервис в этом случае оплачивает продавец, а кредитная ставка для покупателя составляет всего 0,01% в месяц. Размер комиссии зависит от срока кредитования: чем больше выплат, тем она выше. Число платежей продавец может согласовать с банком. Кроме того продавец оплачивает комиссию за эквайринг: 2% плюс абонплата 400 грн/месяц для наземной торговой точки или 2,75% для онлайн-магазина.
Однако далеко не все товары подходят для беспроцентной рассрочки, и тогда покупатель может воспользоваться "Мгновенной рассрочкой". В этом случае клиент ежемесячно выплачивает банку очередной платеж плюс 2,9% от суммы покупки, а владелец магазина платит только комиссию по эквайрингу и абонплату (если торговля происходит оффлайн).

В обоих случаях банк компенсирует продавцу полную стоимость товара на следующий день после продажи, за вычетом комиссий: деньги приходят продавцу на расчетный счет 2600, открытый в Приватбанке.

Детали и как подключиться на сайте

Отметим! Несмотря на более высокий тариф, "Оплата частями" выгодна для привлечения клиентов и распродажи стока.

Сервис «Инвойс в Оплату частями» для мелких торговцев

Это еще одна инновационная финансовая услуга, которая пригодится тем, кто продает свой товар на ярмарках, площадках по типу OLX или в соцсетях. С ее помощью можно реализовать продукцию в кредит даже без POS-терминала, не упуская покупателей, которые платят картой. Все, что нужно сделать, это зарегистрировать свой магазин на сайте «Оплата частями»: и авторизоваться на странице сервиса. После вы сможете создавать инвойсы и отправлять их покупателям, которым останется только подтвердить покупку онлайн в одно нажатие кнопки на смартфоне в приложении Приват24.
Оплата проходит в любое время суток— выгодно и вам, и вашим клиентам. Продажи в наземных торговых точках можно проводить через QR-код.

Также продажа в кредит возможна через бота в телеграмм @Privat_Invoice_bot
Совместные спецпроекты
Приватбанка и «Минфина»
Проект опубликован при финансовой поддержке компании-партнера, но с учетом редакционной политики сайта «Минфин»
Читайте больше об услугах Приватбанка

© 2008-2021 ООО "МинфинМедиа". Код ЕГРПОУ: 35506859
Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.minfin.com.ua
Телефон: (044) 392-47-40
Звонок в пределах территории Украины со всех номеров операторов мобильной и городской связи по тарифам операторов
График работы: понедельник - пятница с 09:00 до 18:00
Юридический адрес: Украина, Киев, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 этаж