Минфин

SUPER IT: СДЕЛАНО УКРАИНЦАМИ

Как украинские IT европейские банки начали обслуживать

Рецепт успеха от UPC

спецпроект
Не секрет, что Украина славится своими сильными позициями на рынке IT-разработок. Наши специалисты принимаются на работу западными компаниями, работают на аутсорсе, не покидая страны, объединяются вокруг известных отечественных компаний. Но об украинской отрасли IT часто говорят в целом и без конкретики. На самом деле, украинские компании за рубежом уже давно могут похвастаться влиянием, популярностью и уникальными проектами. Из-за этого «Минфин» вместе с Райфом начинает серию спецпроектов «SUPER IT: СДЕЛАНО УКРАИНЦАМИ», в которой мы расскажем о тех IT-проектах, которые смогли проложить себе путь на внешние рынки и имеют собственный портфель реализованных проектов и повод для того, чтобы ими гордиться.
Поддержка украинской IT-отрасли имеет чрезвычайно важное значение. Банки могут и должны способствовать росту реальной экономики, и мы в Райфе планируем это делать. При формировании команды я проводил десятки собеседований и увидел чрезвычайно талантливых и трудолюбивых специалистов — разработчиков продуктов, которые создают преимущества для украинцев и украинского бизнеса. Украинская ІТ-отрасль находится на передовой трансформации экономики. Однако она работает, главным образом, по модели аутсорса. Если бы разработки становились достоянием украинской экономики, это могло бы способствовать позитивному развитию. Мы считаем, что сейчас наступил решающий момент: и государственный, и частный сектор должны предоставлять стимулы новым компаниям по разработке продуктов.

Энклейд Зотай, СIO Райфа

Энклейд Зотай
Поддержка украинской IT-отрасли имеет чрезвычайно важное значение. Банки могут и должны способствовать росту реальной экономики, и мы в Райфе планируем это делать. При формировании команды я проводил десятки собеседований и увидел чрезвычайно талантливых и трудолюбивых специалистов — разработчиков продуктов, которые создают преимущества для
украинцев и украинского бизнеса. Украинская ІТ-отрасль находится на передовой трансформации экономики. Однако она работает, главным образом, по модели аутсорса. Если бы разработки становились достоянием украинской экономики, это могло бы способствовать позитивному развитию. Мы считаем, что сейчас наступил решающий момент: и государственный, и частный сектор должны предоставлять стимулы новым компаниям по разработке продуктов.
Это рассказ о людях и компаниях, которые делают Украину известной в мире как центр новейших цифровых разработок.

И первой мы выбрали компанию, история успеха которой нераздельно связана с самим Райффайзен Банком Аваль — Украинский процессинговый центр UPC.

Случай или судьба?
Когда в 1993 году Антон Романчук, который теперь занимает кресло CEO UPC, выбрал для высшего образования специальность «Банковское дело» в КНЭУ, никто и подумать не мог, что это направление окажется перспективным. Тем не менее, этот шаг позволил Антону через некоторое время возглавить и успешно управлять крупнейшим независимым процессинговым центром в Украине и мечтать о том, что компания станет ведущим процессинговым центром в Восточной Европе.

«Я верил, что банковское дело будет перспективным. Прогрессивные люди понимали, что рано или поздно Visa и Mastercard придут и в Украину», — говорит Антон Романчук.
Уже на четвертом курсе Антон пошел работать в банк «Аваль». Сначала, еще будучи студентом, был агентом по продажам, привлекал новых клиентов, а позже перешел в новосозданное управление платежных карт.

«Мы создавали бизнес платежных карт, ведь тогда платежные системы только заходили в Украину. Занимались всеми вопросами — ставили POS-терминалы, договаривались об установлении банкоматов, выдавали карты клиентам. Как сейчас говорят, работали по принципам agile, когда все всё делают максимально быстро в одной команде, все всё знают и понимают», — рассказывает Романчук.

Через год началась работа над новым направлением — зарплатными проектами. Также, с нуля команда разрабатывала систему и логику процесса. Первыми клиентами банка в новом направлении стали компании с иностранным капиталом. Это было очень интересно, с точки зрения банковского бизнеса, ведь давало стремительный рост клиентской базы: одно зарплатное соглашение сразу могло принести банку сотни или даже тысячи розничных клиентов. Причем, компаниям так же было выгодно избавиться от работы с наличными через кассу.
Антон Романчук, CEO UPC
Как карта легла?
Как карта легла?
Как карта легла?
Следующим шагом стало создание собственного процессингового центра банка «Аваль». Можно было создать новый отдел, но был выбран более эффективный и перспективный путь — создать новую компанию, которая будет развиваться и предоставлять услуги другим банкам. Так появился UPC — Украинский процессинговый центр.
Кратко о UPC:
Кратко о UPC:
Кратко о UPC:
UPC является частью Группы Raiffeisen Bank International AG (Austria)
Предоставляет банкам и торговым предприятиям услуги обработки операций с банковскими платёжными картами
Более 23 лет на рынке (с 1997 года)
Клиенты: 37 банков и компаний в 16 странах мира
300+ сотрудников
Компания обслуживает:
Компания обслуживает:
Компания обслуживает:
более 8 млн. карт
80 тыс POS-терминалов
147 млн. транзакций ежемесячно
«Карточная технология состоит из двух частей: с одной стороны — технологическая платформа, а с другой — финансовые и лицензионные отношения с платежными системами. Процессинг всегда должен создавать эффект масштаба — чем больше транзакций, тем дешевле становится каждая из них, тем дешевле и надежнее становится сервис в целом. Интересно, что когда ты делаешь что-то для одного банка, этот сервис становится доступным и для других банков, и из-за эффекта масштаба новая услуга становится дешевле для всех, — объясняет Антон Романчук. — Конечно, безопасность должна быть на первом месте, должен быть запас мощности, все должно дублироваться, чтобы клиенты вообще не испытывали пиков и рост нагрузки на систему».
Выход на внешние рынки
Выход на внешние рынки
Выход на внешние рынки
В 2005 году австрийская группа Raiffeisen Bank International приобрела 93% банка «Аваль» за $1 млрд. Процессинговый центр UPC был приобретен вместе с банком, как важная часть инфраструктуры финучреждения. Впоследствии, новый владелец оценил возможности процессингового центра, который обслуживал многих украинских клиентов, и увидел стратегически большие возможности. Было решено начать обслуживание иностранных клиентов в рамках группы Райффайзен в роли одного из так называемых Shared Service Centers (т.е. центров операционной поддержки сразу многих банков).
В 2005 году Украинский процессинговый центр UPC был приобретен группой Raiffeisen Bank International как важная составляющая инфраструктуры банка «Аваль» в Украине
«Это был достаточно смелый эксперимент, — вспоминает Антон. — Первый зарубежный клиент у нас появился летом того года, когда я пришел в UPC. Этим клиентом стал Raiffeisen Bank Албания. Команда менеджмента, в которую также входили канадцы, поддержала идею воспользоваться услугами UPC. Первым направлением сотрудничества должны были стать банкоматы. Тогда банки развивали это направление бизнеса и достаточно много их устанавливали».
Подписанию первого зарубежного контракта UPC поспособствовало то, что тогдашний процессинговый партнер Raiffeisen Bank (Албания), который обслуживал их в Европе, не смог вовремя выполнить свои обязательства по внедрению обязательного функционала по поддержке чип-карт. А это привело к повышению рисков и убытков для банка. В конце концов, предыдущий контракт был расторгнут и начался новый проект с UPC.
Первый зарубежный клиент UPC — Raiffeisen Bank (Албания), второй — Raiffeisen Bank (Венгрия). Сегодня иностранные клиенты обеспечивают уже около 30% бизнеса UPC
«Это был наш первый иностранный клиент и наш первый опыт: мы делали какие-то ошибки, но максимально оперативно и эффективно реагировали на все. «Полундра! Свистать всех наверх!» —улыбается Антон, — Нам повезло, что команда Raiffeisen Bank в Албании понимала наши сложности, ведь у нас разная речь, разная культура.

У нас работал коллега-американец, у которого был опыт работы в процессинговых центрах в разных странах мира, и он тогда нам очень помог с процессом интеграции клиента, как в отношении систематизации бизнес-требований, так и с английским».

В итоге Raiffeisen Bank (Албания) не просто получил желаемый функционал, но еще и сэкономил много денег и закрыл свои «дыры» в безопасности. После этого он передал в UPC на обслуживание еще и операции с POS-терминалами, а впоследствии и электронную коммерцию.

«Что было важно, так это то, что этот клиент на всех форумах и семинарах рассказывал о нашем сотрудничестве, о том, что они наш первый клиент, что мы все можем, что все профессионально и четко. Это была очень приятная рекомендация, которая работала на нас», — рассказывает Антон Романчук. Эффект «сарафанного радио» очень помог привлечению второго и последующих клиентов за рубежом.

Вторым клиентом стал Raiffeisen Bank (Венгрия). Этот процесс оказался не намного проще. Сложность на этот раз заключалась в том, что банкоматы принадлежали не банку, а его местному партнеру. UPC пришлось вместе с банком с нуля построить весь механизм обслуживания банкоматов.

«У группы Райффайзен Банк Интернациональ была стратегия использования общих процессинговых центров. Но это так просто не работает. Даже, когда есть общие акционеры. Все равно нужно продавать, доказывать, убеждать в своих преимуществах, а профессиональные требования к ведению проектов даже выше», — делится г-н Романчук.
Диверсификация в действии
Диверсификация в действии
Диверсификация в действии
Кроме банков, UPC сейчас сотрудничает и с другими партнерами — например с payment service провайдерами для обслуживания крупных ритейлеров в Европе по электронной коммерции и POS-терминалов.

«В Европе необходимо предложить клиентам качество на европейском уровне, но по более низкой цене, поскольку иначе ты туда не попадаешь», — подытоживает г-н Романчук.

Сейчас примерно 70% объема бизнеса UPC дает Украина, а зарубежные клиенты приносят оставшиеся 30%.

«Украинский рынок большой и быстро растет, у нас большая страна, украинцы очень активно пользуются картами, — уточняет Антон Романчук, — По количеству операций на 1 активную карту люди у нас уже пользуются картами на уровне Германии. Хотя до европейских лидеров — скандинавских стран, нам еще далеко. Однако часто у нас некоторые инновации стартуют раньше, и раньше становятся массовыми — например, Google Pay, Apple Pay».
Кризис, пики и падения
Кризис, пики и падения
Кризис, пики и падения
Но не все и не всегда было безоблачно для UPC. Как и любой бизнес, компания пережила несколько сложных периодов в течение своей истории. Причем кризисы были разными — моральными, экономическими и, наконец, вирусными.

«Сложно, в первую очередь, морально было где-то в 2012-2013. У нас было большое желание и амбиция обслуживать клиентов не только в Украине, но и за рубежом, но мы никого в Европе не могли убедить из-за неприглядного имиджа страны. А помните истории о масках-шоу в ІТ-компаниях в те времена, об изъятии оборудования? Кстати, мы такие кризисные сценарии обсуждали и даже готовились к ним. К счастью, все это прошло, надеюсь навсегда. Сейчас отношение к Украине в Европе очень существенно изменилось к лучшему».

С экономической точки зрения самыми тяжелыми оказались 2014-2015 годы, когда начались массовые дефолты банков. Объемы операций тогда существенно уменьшились, некоторые банки наращивали долги перед UPC и не спешили их платить. Приходилось проводить трудные переговоры, договариваться о реструктуризации. К тому же, курс гривны существенно девальвировал, причем значительная часть наших расходов была в валюте, а доходы преимущественно в гривнах.

«Финансово это были очень трудные годы, но мы выдержали. Помогло то, что согласно нашей бизнес-модели мы достаточно диверсифицированы, в нашем портфеле разные банки, разные страны, разные валюты, разные направления сервиса».

«Во время коронавируса люди стали больше сидеть дома, меньше пользовались банкоматами. Это направление по количеству операций упало где-то на 20% в период локдауна. Но, с другой стороны, существенно выросли операции денежных переводов, которые вообще год к году растут примерно вдвое. Также росло направление э-коммерции, люди стали больше заказывать товаров и услуг дистанционно. По этому направлению прирост составил около 50%. Если этот «микс» сложить вместе, то в целом бизнес растет. Не бывает так, чтобы сильно росло все и сразу».

Несмотря на карантин, в UPC реализовали много новых проектов. Появились и новые клиенты, в частности в направлении электронной коммерции, представителей которой UPC начал активно обслуживать в последние два года. Также было осуществлено несколько крупных проектов за рубежом, что дало UPC возможность расти быстрее.
Вызовы коронавируса и облачные сервисы
Вызовы коронавируса и облачные сервисы
Вызовы коронавируса и облачные сервисы
«Еще год назад мы все работали в офисе, а уже в мае 2020 года, через два месяца после начала локдауна, мы полностью перешли на дистанционную работу и смогли вести все проекты онлайн. Темпы развития проектов, которые были начаты до карантина, смогли поддерживать на том же уровне, что и до пандемии. Нам повезло, что за полгода до этого мы все мигрировали на Office 365, который позволяет работать и общаться в облаке где угодно, в том числе с мобильных устройств».
В настоящее время в среднем 10-20% работников находятся в офисе, а остальные работают дистанционно. Такой формат работы дает UPC возможность работать эффективно. Кроме новых проектов, компания должна постоянно обеспечивать сервис для текущих клиентов, с переходом на дистанционную работу оказалось непросто.
«В начале эпидемии коронавируса у нас возникали определенные инциденты. Мы впервые столкнулись с тем, что ситуация, которую в обычных условиях мы бы решили за двадцать минут, пришлось решать в течение двух часов, — признается Антон Романчук. — Принимать решения в нескольких чатах — это не то же самое, что в одной комнате быстро собраться и договориться о порядке действий».
Но команда технологической компании быстро сделала выводы, реорганизовала все процессы и научилась дистанционному взаимодействию.
Кто стоит за успехом?
Кто стоит за успехом?
Кто стоит за успехом?
Сейчас в UPC работают 350 человек. В последнем онлайн-митинге одновременно приняло участие 270 участников. В 2021 году компания планирует взять в команду еще 50 работников. Средняя продолжительность работы сотрудника в UPC — 7 лет! Компания за время своего существования трудоустроила много молодых, амбициозных, перспективных людей.

«Текучка кадров у нас очень небольшая, сейчас менее 5%. Это неплохо, особенно для такой компании, где в штате более половины — IT специалисты. Развиваем европейскую культуру в компании. Все наши сотрудники могут спокойно пообщаться с иностранным клиентом, с международным вендором», — говорит Антон Романчук
Текучесть кадров в UPC — менее 5%. Это хороший показатель для компании, 50% персонала которой составляют IT специалисты
Опыт выхода на европейский рынок научил тому, что все в компании должны быть готовы к работе с иностранными партнерами и заказчиками. Поэтому в UPC постоянно проходят курсы английского языка, все сотрудники компании знают английский и совершенствуют его.
Но обучение — не единственная совместная активность команды. До локдауна в компании проводилось множество ивентов — создали свой рок-бэнд, адаптировали и поставили на сцене пьесу Шекспира о технологиях, снимали фильмы, устраивали батлы по латиноамериканским танцам и проводили вокальные конкурсы. Кроме корпоративных мероприятий, сотрудники ездят вместе кататься на лыжах, поднимаются на Говерлу, бегают марафоны. Во время пандемии привычные ивенты запрещены, но все равно устраиваются различные онлайн конкурсы, челенджи, розыгрыши.
Алена Чужакова
Алена Чужакова, начальник отдела по управлению персоналом UPC

«Я пришла в UPC 13 лет назад на должность HR-менеджера. Строила процессы управления и оценки эффективности персонала, адаптировала HR-политику международной группы Raiffeisen. В 2008 об IT-рекрутменте было мало известно, а компания нуждалась в узких специалистах, которых на рынке почти не было. Но мы справились. Сейчас я руководитель подразделения и вместе с командой решаю непростые задачи, ведь у UPC амбициозные цели».
Алена Чужакова, начальник отдела по управлению персоналом UPC
«Я пришла в UPC 13 лет назад на должность HR-менеджера. Строила процессы управления и оценки эффективности персонала, адаптировала HR-политику международной группы Raiffeisen. В 2008 об IT-рекрутменте было мало известно, а компания нуждалась в узких специалистах, которых на рынке почти не было. Но мы справились. Сейчас я руководитель подразделения и вместе с командой решаю непростые задачи, ведь у UPC амбициозные цели».
Куда дальше?
Куда дальше?
Куда дальше?
UPC намерена построить лучший процессинговый центр в Центральной и Восточной Европе.

«Если, например, ваш небольшой банк обслуживается на том же хосте, на котором обслуживаются транзакции супермаркета или большого ритейлера из Германии или Хорватии, то качество и доступность систем будет одинаковыми. Поэтому в выигрыше все, ведь когда объемы большие, то каждая транзакция будет дешевле для каждого», — делится Антон Романчук.

В этом проекте у них есть поддержка акционера, планируют расширять предоставление сервисов клиентам вне группы Raiffeisen. От этого выиграют и украинские клиенты, поскольку требования к качеству, безопасности, защите систем и данных в Европе выше, чем в Украине, не говоря о новых объемах операций, которые сделают украинский процессинг еще более эффективным.

© 2008-2021 ООО "МинфинМедиа". Код ЕГРПОУ: 35506859
Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.minfin.com.ua
Телефон: (044) 392-47-40
Звонок в пределах территории Украины со всех номеров операторов мобильной и городской связи по тарифам операторов
График работы: понедельник - пятница с 09:00 до 18:00
Юридический адрес: Украина, Киев, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 этаж