Минфин
Посвящается всем родителям, которые регулярно это слышат
«|
спецпроект
Еще не так давно родители просто вынуждены были оформлять на себя дополнительные карты и отдавать их своим детям. Но банки на запросы клиентов отреагировали быстро и на рынке стали появляться специализированные детские карты. Не обошел эту тему стороной и monobank, чей котик будто бы специально создан для общения с детьми.

Поэтому «Минфин» решил расспросить monobank и его клиентов, почему детские карты стали такими популярными, когда стоит знакомить детей с современными платежными инструментами, сколько стоит давать карманных денег и каких ошибок следует избегать родителям и детям в финансовых вопросах. Тем более, что с началом нового учебного года просьбы дать немного денег посыпятся на родителей с новой силой!
Мама Юлия, Харьков, финансист
О первых картах
Сын (13 лет, - ред.) сам предложил оформить ему карту, сказал, что ему неудобно с наличными ходить. Мол, лучше, чтобы деньги были на карте. Мы были не против и быстро заказали карту, которую доставили всего за пару дней. Дети сейчас лучше взрослых все схватывают. Он сам во всем разобрался, даже не было необходимости помогать, объяснять, как работает приложение, что такое карта и т.д.

Возможно дело еще и в том, что мы все время объясняли ему, как обращаться с деньгами :) У нас семья экономистов, поэтому так, он знал что к чему. Вся коммуникация с банком была через приложение. Карту заказали и забрали. Такой классный велком-пак был, малой был в восторге! Младший сын тоже себе захотел :) Он в первый класс в этом году идет. Посмотрим, когда ему карту будем открывать.

Интересно то, что первый опыт владения банковской картой оказался для сына не очень ярким. У Всеволода первая карта (другого банка) появилась еще 1-м классе. Но тогда не было возможности рассчитываться картой в школе, не было к той карте никакого яркого приложения. Поэтому он походил с той картой некоторое время, а потом мы ее благополучно закрыли, да и все.
Обычно мы раз в неделю перечисляем сыну определенную сумму на ежедневные расходы. Плюс, можем дополнительно давать деньги, если он куда-то идет гулять. Но в этом случае он сам говорит о том, на что и когда ему потребуется дополнительная сумма.
О карманных деньгах
У нас с сыном есть ежегодные «KPI» вроде тех, что есть у взрослых на работе, с конкретной целью. Эта цель амбициозная. Это то, что он очень сильно хочет. Например 2 года назад он поставил себе цель иметь гитару и комбик и достиг ее. В прошлом году была цель купить PlayStation, поэтому собирал на нее деньги. Сейчас на новый учебный год цель выбираем.

А сами KPI состоят из нескольких направлений: обучение, чтобы оценки были не менее 8 баллов, определенное количество изученных на гитаре песен, не зря же покупал, посещение спортивных занятий без прогулов, получение сертификата по английскому языку.

Выбирая ему задание, я отталкиваюсь от того, кем я хочу, чтобы вырос мой ребенок. Я не хочу ребенка-спортсмена, но хочу чтобы спорт был рядом. Я хочу, чтобы у ребенка было хобби, но чтобы оно не закрывало все другие интересы.

Мы по такой системе уже 3 года живем, и Всеволод достигает целей, без подтасовок, часто и прилагая дополнительные усилия. Вот сейчас будут цели на 9 класс, немного сложнее, поэтому посмотрим :). Как по мне хороший пряник мотивирует больше, чем любая система наказаний.

Ранее мы вводили денежные поощрения за мытье посуды, уборку и подобные вещи. В конце концов, я поняла, что этим процессом трудно управлять, это очень короткие цели, которые часто не мотивируют ребенка вообще. Если первый месяц это интересно, то позже все начинают об этом забывать. А большая цель дает время для маневров, он к ним тянется. Ну и не хочется переходить на товарно-денежные отношения с ребенком. Я к этому не стремлюсь.
О финансовом планировании и целях
О родительском контроле
В целом мы не контролируем расходы сына, но я получаю о них сообщения в приложении. Бывает так, что даю 150 грн на 5 дней, затем смотрю, что за первый день он потратил 50 грн, то есть опережает график. Я могу как-то в шутку об этом сказать, предупредить, у нас есть договоренность, что тратить деньги нужно с умом.
Всеволод, сын Юлии, 13 лет
Об опыте пользования
Лично я очень хотел иметь карту monobank. Где-то год назад я услышал о ней в рекламе. У меня до этого было несколько карт, но эта больше нравится, в ней больше всего возможностей. Классно, что можно кастомизировать саму карту теми же наклейками или в GooglePay изменить вид. Там есть много отсылок на известные фильмы, игры. Я наклеил на карту наклейку с персонажами фильма "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". Там много всего, но эту я полюбил, потому что у меня карта желтая и эта наклейка желтая.

Приложение классное, там игры есть и много чего. Я юзал достижения в приложении, коллекционирую их. Это все в игре, когда летишь на космическом корабле, то стреляешь и набираешь баллы. Мы с друзьями и соревновались пару раз, кто больше баллов наберет.

Заказать было очень легко. Мама зашла в приложение на своем телефоне и там заказала мне карту. Это заняло около 5 минут.
О собственных накоплениях
Я собираю деньги. Ко дню рождения хочу сделать себе подарок. Я создал несколько банок (услуга накопления в monobank) и откладываю туда деньги на различные цели. Уже скоро и насобираю на желаемое. Еще картой я пользуюсь, когда на OLX продаю вещи, которыми уже не пользуюсь.
Об удобстве и контроле
У меня карты были с 6 лет, поэтому я знаю, как ими пользоваться. Вообще карта помогает иногда даже экономить деньги. Ранее другая была карта, но я ею почти не пользовался. А сейчас вижу, что когда у меня деньги на карте, то мне их на дольше хватает, чем когда у меня наличка. При том, что в Харькове нет составляет проблем рассчитаться картой. Бывало даже с друзьями делили счет на троих, когда покупали пиццу. А это одна из фишек monobank.

Контроля моих расходов со стороны родителей я вообще не чувствую. Я трачу только то, что мне дали. Закончились деньги — это мои проблемы :)
Карты есть у многих моих одноклассников. Я сам нескольким рассказал о своей карте, и они оформили такие же уже после меня. Наличными я пользуюсь очень редко. Например, когда еду в транспорте, то есть, когда нет возможности расплатиться картой. Но в целом, преимущественно все покупаю безналично, потому что это удобно.

Конечно, чаще всего покупаю еду :) В кафе или магазинах. Еще оформлял платные подписки на Youtube, Spotify. Пользуюсь самой картой, потому что либо у меня нет, либо я не знаю, где у меня NFC. Но это нормально — мне нравится, когда я могу карту подержать в руках.

Карта monobank у меня где-то 3-4 месяца.
Мама Светлана, региональный директор по продажам. Киев
О легких решениях
Я вообще считаю себя достаточно продвинутым пользователем банковских услуг. И зная о наличии детских карт, предложила ребенку оформить карту. А еще monobank проводил акцию, поэтому решили, что это хорошая возможность для оформления. Это было в мае 2021 года, сыну было 12 лет.

Много объяснять сыну, что к чему, не пришлось. Он сам установил мобильное приложение. Но я объяснила, что его родительская карта привязана к моей. Также на примере своего мобильного приложения показала, как выглядят собственные средства и кредитные, где находится информация о расходах и т.п. А дальше он уже сам показывал мне, где смотреть детскую карту, как устанавливать лимит и т.д.

В целом впечатление от детской карты положительное. Наверное, единственное, что можно было бы улучшить, это время активизации нового лимита на покупки в интернете на детской карте - сейчас надо ждать довольно долго. Хотелось бы быстрее это решать. Накапливать депозиты дети могут, но сын не использовал карту как накопительную. Ранее подарки наличными принимал на тот же день рождения. Но вскоре у него будет день рождения, попробуем на карту перевести.
Конечно, кредитных средств на детских картах нет, но есть лимит на интернет-покупки. У нас была ситуация, когда сыну на покупку не хватало средств и он сделал несколько неправильных операций, в результате чего карту банк заблокировал. Мы понимали, что это вопрос безопасности, и потом говорили об этом с Александром, рассказали, что в таком случае нужно лимит увеличить. Он, собственно, потом сам нашел и показал мне, где в моем приложении лимит меняется. Таким образом ребенок во время пользования учится и узнает что-то новое.
О лимитах
Кстати, он сам сразу привязал карту к ApplePay, и сейчас, когда идет гулять, то наличными не пользуется. Наличку он вообще не снимает. Я даже говорила, чтобы брал наличку на всякий случай, но он и в транспорте уже по телефону платит за проезд, и физически карта ему просто не нужна. Бывает, что он себе и друзьям покупает что-то и рассчитывается по безналу, а они ему потом наличные отдают. Ребята между собой сами договариваются.

Собственно, еще до появления у Саши собственной карты он понимал, как все работает. Потому что обменивал наличные, которую собирал из карманных денег, на безнал, для приобретения необходимых вещей для онлайн-игр. Бывало, что я давала ему свою карту, объясняла, как вводить номер, срок действия, cvv-код, и он оплачивал свои покупки.
О желании быть cashless
О карманных деньгах
Карманные деньги у сына были и раньше. Где-то с 10 лет он более сознательно принимает решение, на что их тратить, пытается планировать. Во-первых, он может заработать деньги. У нас есть договоренность, что за определенную работу он получает деньги. Например, за уборку всего помещения он может получить 200 грн. Бывает, он сразу эти деньги тратит. Мы понимаем, что ему на что-то нужна определенная сумма и он ее таким образом получает. А в целом, когда в школу ходит, то даем 50 грн в день. Если они с друзьями идут в кинотеатр, то на всех где-то 500-600 грн хотят иметь. Но он понимает, что все тратить не стоит и нужно согласовать покупки на тот же гейминг.
Александр, сын Светланы, 12 лет, Киев
О желаниях и возможностях
Я хотел, чтобы у меня была своя банковская карта, постоянно носить с собой наличные реально неудобно. При этом у меня нет никакого желания сразу снимать с карты наличку. Да и часто это ни к чему. Обычно я покупаю что-то, когда гуляю. Это может быть Макдональдс, пиццерия, кафе, то есть места, где покупаю еду. Иногда заказываю что-то онлайн, покупаю вещи в интернете. В основном при этом наличные не нужны.

Пару раз выручала карта. Как-то гуляли по городу, нужно было на метро проехать, а на карте пусто. Я папу попросил закинуть мне деньги на карту, он сделал и я спокойно оплатил проезд.

При этом саму карту я не терял, так как не ношу ее с собой - только телефоном пользуюсь для оплаты.
О покупке и отсутствии комиссий
Карту я пополняю и за счет налички. Например, у меня еще с нового года лежит сумма наличными. Я или родителей прошу пополнить мне карту, или сам делаю это через «IBox», так как там без комиссии можно на карту перевести деньги.

Банковские карты у многих моих друзей, и это классно! Не нужно носить с собой кошелек, и вообще наличку, когда гуляем. Когда есть необходимость — взял и оплатил по безналу. Еще с друзьями покупаем для игр всякие «плюшки». Карта — неотъемлемая часть этих покупок.
О безопасности
Кроме чисто платежных удобств, карта позволяет определить, где находится ребенок. Когда я смотрю детали транзакций, то там есть возможность посмотреть геолокацию, где была осуществлена оплата. И когда он приходит домой, то тоже спрашиваю, где гуляли. Таким образом можно понять собственно весь маршрут ребенка. Карта — это с одной стороны безопасность, а с другой — возможность сразу перебросить необходимую сумму, если ребенку срочно нужны деньги.
В определенном возрасте наступает момент, когда наши дети начинают понимать, что такое деньги. Они быстро улавливают их ценность, и те возможности, которые открываются перед человеком с полным кошельком. Сначала мы показываем малышне монетки, потом начинаем дарить им копилки в виде свинок или мешочков. А потом наступает время, когда ребенок становится все более самостоятельным и начинает нуждаться в собственных карманных деньгах, чтобы удовлетворять свои ежедневные потребности — проезд в транспорте, обеды в школе, вода на прогулке, билеты в кино и т.п. И это создает сложности, мы, взрослые, не всегда рядом, чтобы дать ребенку пару купюр, и возникает желание контролировать расходы... Мы все проходили эти этапы домашнего «финансового образования», но последние поколения не похожи на другие, они сразу знакомятся с банковскими картами и NFC-платежами смартфоном.

monobank вывел на рынок собственную «детскую» карту чуть больше года назад, и за это сравнительно короткое время количество детей, пользующихся картой от monobank, достигло 120 тысяч, что не мало. «Самым большим спросом продукт пользуется у детей 10-14 лет — они составляют 60% от общего количества пользователей наших детских карт», — рассказывает глава правления Ирина Староминская.

Почему именно так? Все просто! Именно в этом возрасте дети начинают становиться самостоятельными. Замечено, что пик выдачи детских карт от monobank пришелся на май-июнь. И это не случайность. Именно в это время дети готовятся к летним каникулам, поездкам в летние лагеря, к бабушкам и т.п. То есть они готовятся быть определенное время вдали от родителей, значит надо обеспечить с ними «финансовую» связь. «В августе, пока стандартная динамика, но все изменится, когда станет ясно, в каком формате дети пойдут в школу. Будет ли онлайн обучение, или оффлайн», — говорит Староминская.
Те же, но совсем другие!
Несколько преимуществ детских карт для родителей:
Вы можете перевести ребенку деньги в любое время в любом месте — поэтому уже не нужно переживать, что вы снова забыли сдать деньги на школьную экскурсию
Вы полностью контролируете лимиты ежедневных расходов с карты и снятие денег в банкомате — это приучит ребенка планировать свои расходы и разумно распоряжаться доступными ему суммами
Вы видите где, когда и на что ребенок потратил деньги — именно так можно увидеть, что ребенок прогуливал уроки, спортивную секцию или кружок рисования, или просто «забыл» вам сказать, что ездил с друзьями в другую часть города
«Наша команда развивает этот продукт, опираясь на потребности родителей и детей. Недавно добавили родительский контроль для второго родителя. Это важно, потому что детская карта привязана к карточному счету одного родителя и ранее контроль был только у одного человека. Случайные или непродуманные расходы детей могут происходить только с разрешения родителей. Как родители считают нужным управлять затратами ребенка, так и будет», — подчеркивает Староминская.
Преимущества для детей:
Возможность получить от родителей деньги где и когда угодно - главное, чтобы родители понимали, на что вы собираетесь потратить средства
Возможность или снимать средства в банкоматах, или платить картой или смартфоном на кассе, или в интернете — и вы просто перестанете терять деньги на улице
Все преимущества взрослой карты, включая проценты на остаток и кешбэк — приятно тратить и при этом зарабатывать
Стильная карта — котики, они такие хорошие!
Интересный факт: По данным monobank средний остаток по «детским» картам составляет 520 гривен.
Кстати, в monobank отмечают, что дети почти не теряют карты, физически ими пользуются только 25% детей. Остальные 75% юных клиентов monobank делают оплаты через «волет». Хотя карта позволяет родителям блокировать и контролировать процесс снятия наличных, это не очень мешает юным клиентам. Как мы видим, новое поколение, естественно, выбирает cashless и не спешит пользоваться наличными.
Совсем не трудно! Условия оформления карт очень просты. Инициатором оформления карты может выступать как один из родителей, так и ребенок. Весь процесс можно пройти, не слезая с дивана:
Трудно ли оформить детскую карту?
скачать приложение
отсканировать документы (свидетельство о рождении, а после 14 лет - ID карту)
пользоваться картой в собственное удовольствие
Физическую карту, по желанию, могут доставить прямо домой, поэтому карантинные ограничения никак не влияют на процесс оформления.

Практика украинских банков показывает, что дети очень охотно заводят банковские карты, как атрибут взрослой, самостоятельной жизни.
Совместные спецпроекты
монобанк и «Минфина»

© 2008-2021 ООО "МинфинМедиа". Код ЕГРПОУ: 35506859
Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.minfin.com.ua
Телефон: (044) 392-47-40
Звонок в пределах территории Украины со всех номеров операторов мобильной и городской связи по тарифам операторов
График работы: понедельник - пятница с 09:00 до 18:00
Юридический адрес: Украина, Киев, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 этаж
Проект опубликован при финансовой поддержке компании-партнера, но с учетом редакционной политики сайта «Минфин»