Минфин

IPO на практике

Компании, осуществившие успешное размещение акций
В инвесторской среде всё чаще рассматривается тема IPO. Выход на международную биржу считается подтверждением успешности компании. Размещение ценных бумаг открывает для корпорации новые возможности, однако кроме прав у организации появляются дополнительные обязанности. Сегодня команда LBLV.com предлагает разобраться с этой обширной темой, узнать особенности выхода на биржу, достоинства и недостатки данного процесса.

Суть IPO и задачи, которые оно решает


Initial Public Offering – первое публичное размещение ценных бумаг. Эмиссия акций производится для того, чтобы инвесторы могли приобретать ЦБ, финансируя свободные средства в компанию и её проекты. После выхода на мировую биржу статус предприятия резко меняется. Частная корпорация становится публичной, а её ценные бумаги свободно торгуются на нескольких международных площадках.

После получения нового статуса компания может продавать свои активы не только клиентам брокерских фирм, но и каждому желающему, более подробно на LBLV.ru. Это существенно упрощает процесс финансирования и способствует увеличению количества инвесторов.

Как правило, процедура IPO занимает много времени и сил, а потому ни одно предприятие не будет бесцельно запускать эмиссию ЦБ и выводить их на мировую биржу. Первичное размещение акций позволяет решить сразу несколько задач и поднять частный бизнес на совершенно новый уровень:
Доля акционеров максимизируется
Если руководство уверено в хороших перспективах своей организации, оно может увеличить заработок держателей ЦБ и привлечь новых инвесторов.
В большинстве случаев статус публичности увеличивает стоимость акций, которыми владеют руководители и вкладчики.
Привлечение финансов на выгодных условиях
Публичные компании привлекают гораздо больше денежных средств по причине своей открытости и высокого статуса. Общая оценка бизнеса повышается, и владельцы капитала более охотно вкладывают в перспективную организацию. Кроме того, повышается ликвидность финансового инструмента и оборот активов на рыночной площадке увеличивается. Акции приобретают популярность, как и сама компания.
Корпорация получает возможность поглощать другие предприятия и расширять своё влияние
Многие бренды развиваются за счёт поглощения конкурентов и увеличивают широту своего охвата. Данный подход часто практикуется среди американских высокотехнологических корпораций. К примеру, Гугл и Фейсбук регулярно покупают новые стартапы и поглощают мелкие предприятия, чтобы обрести влияние и заработать дополнительные средства. Для создания дочерних фирм им необходим крупный капитал, который поступает от инвесторов с международного рынка.
Популяризация бренда
С выходом на биржу фирма становится более узнаваемой. О ней начинают говорить не только инвесторы, но и потенциальные клиенты. Пресса и другие средства массовой информации распространяют новости об эмиссии ценных бумаг, что благоприятно сказывается на репутации бренда. Фирму считают более надёжной и её услугами чаще пользуются обычные люди. Таким образом, первичное размещение активов становится не только способом сбора средств, но и прекрасной рекламой для организации.
Несмотря на большое количество преимуществ, выход на биржевую площадку часто сопрягается с многочисленными трудностями. Ключевой проблемой для молодых и неопытных руководителей становится открытость. Публичный статус накладывает определенные обязательства. Прежде всего, представители бренда не имеют права отказаться от разглашения информации. Они обязаны предоставлять сведения о своей прибыли и периодически публиковать финансовые отчёты.
Руководители демонстрируют успех или провал своего предприятия, что непосредственно сказывается на стоимости ценных бумаг.
Итоговые результаты года или сезона имеют огромное влияние на продаваемость акций и количество потенциальных клиентов. Если предприятие не сможет достичь успехов и продемонстрирует негативную динамику, то об этом быстро узнают все акционеры и приверженцы бренда. В «мировой паутине» моментально распространяются положительные и отрицательные новости. Последствия могут быть губительны для всего бизнеса, ведь вкладчики поспешат вывести свои финансовые средства и снизят биржевые котировки.

Помимо публикации новостей, компаниям стоит опасаться аналитических прогнозов и рыночных ожиданий. Мнение инвесторов и мировой общественности не всегда совпадает с реальными фактами, но оно играет огромную роль в ценообразовании. Котировки активов могут падать или демонстрировать стремительный рост лишь за счёт инвесторских настроений. В связи с этим руководство должно позаботиться о благоприятном восприятии своего бренда, ведь в противном случае его капитализация быстро упадёт. Представители корпорации вынуждены делать заявления и рассказывать о своих прогнозах широкой общественности.

Процесс первичного размещения ценных бумаг может оказаться очень выгодным для предприятия, однако он накладывает определенные ограничения и обязанности. Руководители должны заботиться о восприятии своей торговой марки, публиковать отчёты и соответствовать высоким требованиям биржевой площадки.

Крупнейшие IPO на американском рынке

За всю историю существования фондовой биржи на ней котировались тысячи крупных корпораций, которые заработали миллиарды на состоятельных инвесторах. В современном мире лидирующие позиции всё чаще занимают американские компании, занятые в самых различных сферах. Сегодня мы предлагаем рассмотреть лидеров рынка за последние 10 лет и задуматься над добавлением их активов в свой инвестиционный портфель.
Snap
Популярная социальная сеть. Её первичное размещение стало самым ожидаемым с момента появления Фейсбука. Дебют состоялся в 2017 году, а объём размещения составлял 3,4 миллиарда американских долларов. Сначала акции оценивались в $17 за штуку, но в первый день торги закрылись со стоимостью $24,48. За первый год обращения на бирже котировка увеличилась на 5%, но после снизилась на 34%.
General Motors
Производитель автомобилей, крупный концерн, который дебютировал на бирже в 2010 году. GM разместила ценные бумаги на общую сумму свыше $15 млрд. Акции автоконцерна оценили в $33, а в первый торговый день котировка увеличилась на 3%. Через время стоимость актива снизилась на 34%, и к текущему моменту суммарный рост стоимости акций составляет всего 18%.
Plains GP Holdings
Занимается нефтепроводами. Она привлекла на свои счета свыше 2,8 миллиарда долларов, а через сутки после публичного размещения котировки акций подскочили на 166%. Спустя год после дебюта курс поднялся ещё на 228%, однако за этим взлётом последовали падения, и на данный момент акции прибавили всего 14% к стоимости первичного размещения.
Kinder Morgan
Работает в сфере энергетики и владеет инфраструктурой для хранения или транспортировки энергетических ресурсов. Предприятие занимается нефтью и газом. Оно дебютировало на Нью-Йоркской площадке в феврале 2011 года. Объём размещения на тот момент составлял 2,9 миллиарда долл. В 2011-ом сумма была самым крупным частным капиталом в истории Америки. Через один год котировки подскочили на 8%, однако на данный момент курс акций упал на 33%.
HCA Healthcare
Крупная организация, которая работает в сфере здравоохранения. Она вышла на рынок с масштабным IPO и получила инвестиции в размере 3,8 млрд долл. На момент эмиссии одна акция стоила $30, а первый день торгов закрылся падением на 15%. Несмотря на убыточный старт, на данный момент корпорация увеличила стоимость своих активов на 345%.
Facebook
Появился на публичной площадке в 2012 году. Размещение его ценных бумаг стало одним из самых ожидаемых событий фондового рынка. Акции оценили в $38 за штуку и общий объём ЦБ составил 16 млрд долл. Первый год рыночных торгов оказался весьма непростым для Фейсбука. Котировки активов упали на 40%, после чего инвестиционное сообщество признало это первичное размещение громким провалом. Вместе с тем, через время акционеры получили щедрое вознаграждение за свою приверженность бренду. На данный момент курс поднялся на 360% с момента размещения.
Alibaba Group
Занимается электронной коммерцией. Компания вывела свои активы в сентябре 2014 года. Общая сумма ЦБ оценивалась в $21,7 млрд. Это было самое крупное размещение за последние 10 лет. В первый день за одну акцию давали $68, но уже под конец торгов котировка взлетела до $92. Через год после выхода на мировую биржу бумаги подешевели на 3%, но потом их стоимость поднялась на 170%.
Вышеописанные корпорации принесли своим акционерам крупную прибыль, и в будущем они могут стать весьма перспективным дополнением к инвестиционному портфелю. Если инвестора устраивают резкие ценовые скачки акций, то он может приобрести эти высокодоходные инструменты, в том числе с помощью LBLV.com.

Для чего Saudi Aramco собирается проводить IPO?

Сауди Арамко является самой крупной нефтяной компанией мира. На данный момент она планирует первичное размещение своих ценных бумаг на бирже Саудовской Аравии. При этом на фондовом рынке будет размещено всего 2% акций, тогда как остальная часть останется в собственности государства.
По предварительным данным, официальная информация о планируемом IPO появится только в конце октября. Собственники компании планировали продать 2% ЦБ за 40 миллиардов долларов. Соответственно, предприятие оценивается в 2 триллиона американских единиц. Если руководство осуществит свой замысел, то корпорация побьёт мировой рекорд и займёт лидирующую позицию на рынке.

Генеральный директор говорит о том, что Aramco уже готова к размещению, и ожидает решения акционеров.
При подтверждении листинга акции будут выпущены примерно в начале декабря. Стоит учитывать, что ЦБ разместят на внутреннем рынке, где могут торговать исключительно местные инвесторы. Саудовская Аравия не планирует отдавать в частные руки более 5% госкомпании. Если реализация на внутренней бирже не обеспечит достаточно продаж, то ЦБ с большой вероятностью выведут на общедоступную площадку. IPO на зарубежных рынках возможно в 2020 или 2021 году.

Специалисты LBLV.com отмечают, что внутреннее размещение поможет Саудовской Аравии внимательно отслеживать оборот капитала. Руководство уже начало привлекать состоятельные семьи государства к приобретению активов крупной корпорации. В качестве инвесторов могут выступать и те, кто был арестован в рамках антикоррупционной операции. Кроме того, страна планирует продвигать ЦБ среди обычных граждан. По замыслу, национальная реклама должна привлечь людей к инвестициям в государственный проект.

30% акций Укрпочты может попасть к частникам

Недавно стало известно, что треть ценных бумаг украинской государственной почты может перейти в частные руки. На международной бирже планируется реализация 20-30% госкомпании. Правительство допускает частичную приватизацию посредством осуществления первичного размещения бумаг.

Кабинет Министров указывает на то, что в стране существует несколько крупных компаний с огромной социальной нагрузкой. Укрпочта является одной из них, ведь она обеспечивает почтовые переводы не только внутри страны, но и за её пределами. В государстве насчитывается меньше десяти таких предприятий, и большинство из них запрещено для приватизации.

Украинская почта вполне готова к выходу на международную биржу для привлечения крупных инвестиций. О полной продаже пока речи не идёт, однако 20-30% акций могут выставляться на иностранные площадки. Государственная структура должна подготовиться к тому, чтобы реализовать треть своих активов.
При удачном стечении обстоятельств организация привлечет крупные инвестиции, за счёт чего сможет развивать правильную корпоративную культуру. Дополнительные финансовые вливания ускорят экономический рост предприятия и повысят уровень обслуживания клиентов. Таким образом, выгоду получит не только государство, но также вкладчики и клиенты почтовой службы.

© Минфин, 2008—2019 Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.minfin.com.ua
Юридический адрес: Украина, Киев, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 этаж